ban11

ban2

ban3

НАМ СИЛУ ДАЕТ НАША ВЕРНОСТЬ ОТЧИЗНЕ...

 

Диалог члена Союза журналистов ЧР (РФ) Валерия Федорова с заместителем директора Чувашского кадетского корпуса ПФО имени Героя Советского Союза А.В. Кочетова полковником А.Н.Колесниковым.

 

Сразу же оговорюсь, Анатолий Николаевич, что беседу хотел бы построить вокруг вопросов, которые интересуют так или иначе как самих кадет, так и их родителей и родственников.

Сегодня  затрону не самые острые, но не менее интересные вопросы скорее исторического и даже философского плана, если Вы не против.

Пожалуйста. Задавайте ваши вопросы. Готов внимательно слушать и беседовать с Вами.

Позади два учебных года в новом здании Чувашского кадетского корпуса, который торжественно распахнул свои двери 1 сентября 2018 года под патронажем Проекта «КаДетство» Приволжского федерального округа Российской Федерации. Каковы итоги этого времени? Как проходит «Год памяти и славы» и год 100-летнего юбилея образования Чувашской автономии для обучающихся образовательного учреждения?

Все идет по плану, который, как вы понимаете, приходится корректировать с 20-х чисел марта текущего года в связи с новой коронавирусной инфекцией в России и мире: дистанционное обучение, самоизоляция, онлайн мероприятия и т.п.,все это под руководством нашего директора Николая Алексеевича Жукова в тесном сотрудничестве с вышестоящими инстанциями и, прежде всего, с Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики.  Словом, пока как и везде…

А за два учебных года произошло много позитивного в жизни кадетского корпуса. Как известно, мы раньше находились по улице  К. Иванова, сейчас переехали и наш адрес  Эгерский бульвар, д. 36/2 Чебоксар. Так что, первоначально пришлось завершить с переездом: были перевезены библиотечный фонд, часть пригодного для дальнейшего использования оборудования, мебели и др. Ну и обживали новый корпус. Мероприятия по укреплению материально-технической базы предусматривали оформление кабинетов, спортивных залов, лабораторий, стрелкового тира, общежитий новейшим оборудованием, стендами, наглядными пособиями и т.д. в соответствии с требованиями ФГОС и запросов обучающихся. Решались вопросы приема кадет, их проживания в общежитии, расстановки педагогических кадров для работы с воспитанниками. Хочу сказать, что эта работа проводится и сейчас.

В прошлом году достроили и сдали спортивный стадион, после чего у нас прошла традиционная Спартакиада «Кадет-Приволжья 2019» с участием команд всех шести корпусов Приволжского федерального округа, наших соседей из Перми, Нижнего Новгорода, Башкирии, Татарстана и Удмуртии. Мероприятие широко освещалось в СМИ ПФО и Чувашской Республики.

А еще провели научно-практическую конференцию, приуроченную к 100-летнему юбилею Героя Советского Союза Александра Васильевича Кочетова, который мы отмечали в марте 2019 года. Наши представители побывали также на мероприятиях Чебоксар и республики, посвященных юбилею А.В. Кочетова. Актив кадетского корпуса не раз бывал на могиле Александра Васильевича, который похоронен на Карачуринском кладбище-3 на аллее Героев.

Кроме классно-урочного обучения, активно проводится работа по внеурочной деятельности кадет, по 5 направлениям. Организовано около 30 кружков и секций, так что кадетская жизнь довольно напряженная, но, как признаются сами кадеты, очень интересная.

У нас ежегодно проходят зональные этапы республиканского Кадетского бала, различные фестивали, в т.ч. республиканского и регионального уровней.

В нашем уютном актовом зале частыми гостями бывают профессиональные артисты, артисты художественной самодеятельности, духовые оркестры, различные хоры и ансамбли: чувашские, русские, казачьи… Часты встречи с ветеранами Вооруженных Сил, в т.ч. с Героями Советского Союза и Героями Российской Федерации, космонавтами, летчиками, учеными, тружениками тыла, ветеранами труда.

Команды наших кадет активные участники различных состязаний республики и ПФО. Незадолго до пандемии они участвовали в военно-учебных сборах, проходивших на базе Нижегородского кадетского корпуса. Не раз бывали и в Пермском кадетском корпусе, обменивались опытом работы.

Наши кадеты частые гости Шоршельского музея космонавтики Мемориального комплекса им. дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР А. Г. Николаева.

  Также старшеклассники часто выезжают на профориентационные экскурсии в Казанский и Ульяновский авиационные заводы, в Казанский авиационный институт и Казанское танковое училище.

В прошлом году была организована экскурсия в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков при поддержке наших земляков-выпускников этого училища.

Напомню, что в кадетском корпусе с круглосуточным пребыванием довольно строгий распорядок дня: с утра классно-урочные занятия, после уроков – занятия дополнительного образования, самоподготовка, индивидуальные занятия, личное время. Все это под контролем воспитателей. С прошлого учебного года работаем по пятидневному режиму занятий. А на выходные кадеты отбывают в увольнение домой. Воспитанники с отдаленных регионов имеют возможность оставаться в общежитиях корпуса и на выходные дни. Конечно, тоже под присмотром воспитателей.

К слову сказать, уже к окончанию 9-го класса многие из кадет имеют опыт прыжка с парашютом, в т.ч. и девушки. Немало желающих поступить в летные училища, в т.ч. и военные.

Как известно, Чувашский кадетский корпус находится, образно говоря, под крылом ВКС (Военно-космических сил). А по каким направлениям профилируются соседние наши кадетские корпуса ПФО?

Да, действительно, Чувашский кадетский корпус имеет направление по подготовке будущих специалистов именно для Военно-космических сил РФ. Такое доверие, я считаю, нам оказано не только потому, что Чувашия воспитала в свое время трех будущих космонавтов (А. Г. Николаева, М.Х. Манарова, Н.М. Бударина) и множество военных летчиков, в т.ч. Героев Советского Союза и Героев России, но и с учетом того, что в современном мире появился в перспективе больший спрос на это направление деятельности. Условия для этого созданы и они, надеемся, будут еще совершенствоваться, в т.ч. и за счет более активной поддержки со стороны структур ВКС России в нашей учебно-воспитательной работе.

А что касается наших соседей, они имеют следующие профильные направления обучения:

 - Башкирский кадетский корпус им. Героя Российской Федерации А. Доставалова профилирует будущих специалистов МЧС и ВДВ (находится в г. Ишимбай Башкирии);

- Нижегородский кадетский корпус ПФО им. генерала армии, Героя Советского Союза В.Ф. Маргелова – будущих специалистов ВДВ (находится в д. Истомино Балахнинского района Нижегородской области);

- Пермский кадетский корпус ПФО им. Героя Российской Федерации Ф. Кузьмина – будущих специалистов войск национальной гвардии и органов правопорядка (находится в с. Усть-Качка, в 56 км от Перми);

- Татарстанский кадетский корпус ПФО им.Героя Советского Союза Г. Сафиуллина – будущих специалистов  Сухопутных войск (находится в г. Нижнекамск Татарстана);

- Удмуртский кадетский корпус ПФО им.Героя Советского Союза В. Старикова – парашютистов-спасателей и морских спасателей (находится в г. Воткинск Удмуртии).

В фойе 1-го этажа учебного корпуса на стене, в глубине за колоннами, красуются огромные цветные портреты А.В. Кочетова, Ю.А. Гагарина, А.Г. Николаева, Г.К. Жукова, М.И. Кутузова, Ф.Ф. Ушакова, А.В. Суворова, М.Б. Барклая-де-Толли… Напротив - все флаги родов войск Вооруженных Сил России,  на переднем плане – флаги России и Чувашии, а рядом, в сторону окон, огромные стеллажи со всевозможными кубками, призами, дипломами, грамотами, медалями, другими наградами, которых был удостоен Чувашский кадетский корпус на различных Спартакиадах, олимпиадах, спортивных соревнованиях, турнирах, балах и т.д. Здесь же оранжерея из живых  цветов  с фонтаном посередине… Красота невероятная. Это, наверное, самое святое место корпуса, его алтарь…

Анатолий Николаевич, а по какому принципу выбор пал именно на портреты этих полководцев? И почему среди них нет, скажем, портретов К.Э. Циолковского, С.П. Королева, авиаконструкторов, которые тоже имеют отношение к авиации и космосу?

Насчет алтаря не спорю, хотя, как мы говорим, главное – учеба. И каждый урок, каждое рабочее место будь то в лаборатории или мастерской, спортивном зале или кружке художественной самодеятельности, мне кажется, должны быть такими же святыми, таким же алтарем для каждого кадета. Все условия для этого созданы, надо только беречь, сохранять и приумножать то, что имеем. За два года в ходе мероприятий по укреплению материально-технической базы кадетского корпуса сделано много. Кроме интерактивных досок, все кабинеты оформлены учебно-наглядными пособиями новейших стандартов учебных программ и там можно ознакомиться не только с Циолковским, Королевым, Яковлевым, Туполевым, но и со всеми космонавтами и астронавтами, крупнейшими учеными, знаменитыми спортсменами, писателями, полководцами и политиками нашей страны и мира.

А принципом отбора портретов для фойе 1-го этажа можно назвать один: на их долю выпала честь быть профессиональными защитниками Отечества и совершать героические подвиги во имя Родины.Как  говорил один из персонажей известного фильма «Офицеры»,  «Есть такая профессия – Родину защищать».

Например, А.В. Кочетов еще до начала Великой Отечественной войны стал военным летчиком и стоял на защите западных воздушных рубежей страны. Ю.А. Гагарин и А.Г. Николаев еще до того как прошли отбор в первый отряд космонавтов, в конце 50-х годов несли службу в качестве военных летчиков, а их полеты в космос Родина и весь мир по достоинству оценили как героические подвиги.

Кстати, буквально на днях исполнилось 50 лет второго успешного полета Андрияна Николаева в космос на «Союзе-9».С бортинженером В.И. Севастьяновым они работали на орбите с 1 по 19 июня 1970 года. Это был рекорд продолжительности космического полета для того времени.

Совершенно верно. Вскоре после этого полета А.Г. Николаев был награжден второй медалью Героя Советского Союза, а позже на его малой родине в Шоршелах был поставлен бюст космонавта. Так тогда чествовали дважды Героев Советского Союза. Но именно после этого полета появился термин «эффект Николаева». Это тоже был подвиг во имя Родины.

Возвращаясь к галерее портретов в фойе 1-го этажа: о  роли маршала Победы Г.К. Жукова тоже всем известно.Именно он принял безоговорочную капитуляцию фашистской Германии 8 мая 1945 года в немецком городе Карлсхорсте и принимал Парад Победы в Москве на Красной площади 24 июня победного 45-го года. Конечно, такая честь Жукову властями СССР была предоставлена с учетом его заслуг в ходе всей Великой Отечественной войны.

Фельдмаршал М.И. Кутузов и адмирал Ф.Ф. Ушаков также с самого детства готовились стать профессиональными (кадровыми) военными и оба в свое время обучались в Кадетских корпусах. Не знавший ни одного поражения генералиссимус А.В. Суворов и фельдмаршал М.Б. Барклай-де- Толли также достойны всяческого уважения и почитания в военной истории нашего Отечества.

В нашей стране еще со школьной скамьи каждому известно о победах А.В. Суворова, о взятии крепости Измаил (декабрь 1790г.), о его знаменитом переходе через швейцарские Альпы со своими войсками (1799г.) и др. А многим известны и цитаты из его книги «Наука побеждать».Например, «Тяжело в учении, легко в бою», «Бьют не числом, а умением» и т.д. Его считают основоположником  русской военной теории. В 7 войнах выиграл 60 сражений и ни одного не проиграл.

Михаил Богданович Барклай-де-Толли был военным министром, командующим русской армии на начальном этапе Отечественной войны 1812 года. В 1813-1814 годах, после смерти М.И. Кутузова, командовал объединенной русско-прусской армией заграничного похода.

 Кстати, М.И. Кутузов в одно время (с 1794 г.) был Директором 1-го Кадетского корпуса Санкт-Петербурга и оказал значительное влияние на совершенствование его учебного процесса. Он себя считал учеником А.В. Суворова и гордился этим.

То есть можно сделать вывод о том, что эта галерея портретов в фойе отражает не только профиль Чувашского кадетского корпуса как будущих специалистов ВКС, но и зовет дальше, к вершинам воинского мастерства на пути карьеры кадрового военного.

В любом случае выбор остается за самим выпускником. А галерея портретов, пожалуй, действительно, призвана нацеливать на осознанный выбор специальности профессионального военного. Это вы правильно подметили. Я бы в эту галерею добавил еще портрет Петра I, как зачинателя кадетского образования в России. Именно его «Табель о рангах» дала возможность выбора дворянским детям между военной и гражданской службой в зависимости от способностей и интересов. Более того, это преобразование Петра I позволило одаренным людям дослужиться до высоких чинов и званий вне зависимости от знатности происхождения. Таковыми    являются,   например,   соратники   Петра  I  А. Д. Меньшиков,  П. А. Толстой и многие знаменитости и тех времен, и последующихлет.

Ныне действующий в ПФО Проект «Кадетство», выходит, в чем-то схож с теми далекими временами истории кадетского движения, когда перед кадетом-выпускником всегда была свобода выбора дальнейшей своей судьбы. То есть, он не обязательно должен был выбрать военную стезю. Но, тем не менее, известно, что большинство русских офицеров, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, были в свое время выпускниками Кадетских корпусов.

Да, естественно, для большинства дворян было долгом и делом чести нести ратную службу. А в периоды военного времени объединяли усилия и военные, и гражданские службы, и народное ополчение, руководимые именно профессиональными военными.

Если взять Отечественную войну 1812 года, события того периода очень подробно рассказаны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

До окончательного понимания того,что у России только два надежных союзника – армия и флот, лежит нелегкий путь. Александр II, освободитель крестьян от крепостной зависимости, в ходе своих военных реформ объединил кадетские корпуса  России с гражданскими гимназиями и кадетские корпуса в его правление фактически перестали существовать, т.е. они были переименованы в полувоенные гимназии. Правда, начали открывать высшие военные училища, куда могли поступать по желанию выпускники специальных курсов гимназий, что конечно было несомненным прогрессом в подготовке профессиональных военных.

В годы царствования Александра III («Миротворца», как его называют в истории) все кадетские корпуса были восстановлены, а также открывались новые. Именно Александру III приписывается высказывание о том, что у России только два союзника – армия и флот. Он, конечно, хорошо понимал, что лучший выбор будущих военных для поступления в высшие военные училища, будет из числа выпускников Кадетских корпусов.

К 1917 году в Российской империи был 31 кадетский корпус. Они все были закрыты Советской властью в период до конца 1920 г.

История повторилась. Но в ходе Великой отечественной войны 1941-45 годов вновь пришло понимание того, что не обойтись без учебных заведений наподобие бывших кадетских корпусов царской России.  Начали открываться суворовские, а затем и нахимовские училища, где обучались в т.ч. и дети, говоря современным языком, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации.

Получается, в первые годы советской власти не было понимания важности роли армии и флота в судьбе государства и известной истины о том, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую? Не знали латинского афоризма Si vis pacem, para bellum («Хочешь мира – готовься к войне»)?Даже многие сегодняшние кадеты знают, что такой девиз имеют Королевский военно-морской флот Великобритании, некоторые военные учебные заведения Норвегии, Франции.

Ну это не удивительно, тем более в эпоху Интернета…

А на нравственные оценки таких афоризмов влияет, как считают люди науки, немного разные подходы к таким вещам двух ветвей христианства: православной (византийской) и римско-католической.

Так что не всё так просто. Думаю и тогда власти прекрасно все знали и понимали. Из-за разрухи после Гражданской войны, нужен был мирный период, чтобы все наладить. Но не хватало грамотных людей: часть погибла в войнах, многие эмигрировали в заграницу, а оставшаяся интеллигенция частенько саботировала, не признавая новые порядки. Хотя диктатура пролетариата тоже не церемонилась с такими. Мы же знаем из истории, как преодолевали безграмотность (путь от знаменитых школ ликбеза до всеобуча и высшего образования населения был нелегок), какова была ситуация в здравоохранении, как решались проблемы многонациональности (образование автономий, республик в России – как раз 100 лет назад получили свои автономии Чувашия, Мари Эл, Удмуртия и статусы республик Башкирия, Татарстан и ряд других теперешних субъектов Российской Федерации); знаем также, как создавались и развивались Союзные республики и образовался СССР. Сюда первоначально входили Белоруссия, Украина, Россия и Закавказский Союз Азербайджана, Армении и Грузии (30 декабря 1922 г.).  Параллельно шли великие стройки, осуществлялись планы ГОЭЛРО, индустриализации, а позже и коллективизации, планы первых пятилеток…

Армия и флот тоже не стояли на месте, но и здесь новое и старое были непримиримы между собой. Конечно, все старое отвергалось, хотя, как теперь понимаем, до поры до времени.

Ведь как пелось в Интернационале, первом гимне СССР:

«Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем –

Мы наш мы новый мир построим,

Кто был ничем, тот станет всем…»

Конечно, в условиях коммунистической идеологии такие афоризмы, как «Человек человеку волк», «Хочешь мира – готовься к войне» и т.п., оценивались как резко отрицательные и хищнические, как пережитки старого буржуазного мира, которые надо изжить, ибо мечтали об идеалах коммунизма, стремились к этой мечте, где «Человек человеку друг и товарищ», а народы без эксплуататоров-капиталистов,верилось,вполне могли бы житьв  мире и без войн. Но современность показывает, что много препонов создаетсясамим человеком против такой, казалось бы, идеальной жизни.

Хотя такие поговорки как «держать порох сухим» своей актуальности в народе и государстве и в те времена не теряли. А поэты об этом напоминали потенциальным врагам вежливо и красноречиво. Например, поэт Михаил Светлов, автор знаменитых «Гренады» и «Каховки», выдал такие известные всем строки:

«Мы мирные люди, но наш бронепоезд

Стоит на запасном пути!»

И в послевоенные года на первое место ставилась борьба за мир во всем мире. Вспомним, например, такие песни, как «Хотят ли русские войны…» и повторяемые в народе как молитва и как заклинание «Лишь бы не было войны…».

Армия, авиация, флот старались, как и сейчас, все делать для того, чтобы народ мог спокойно жить и работать.

Интересно, как же в первые годы Советской власти относились к знаменитому изречению, приписываемому Александру Невскому: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и будет стоять Русская земля».

Надобно знать, что ни к правителям династии Рюриковичей, ни к династии Романовых в первые годы Советской власти не было дружелюбного отношения, если не сказать большего. Премьера фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский» состоялась в Москве в ноябре 1938 года. Менее чем через три года началась Великая Отечественная война и фашист стоял у стен Москвы. Но за эти три года в СССР наверное не было молодых людей (пионеров, комсомольцев, рабоче-крестьянской молодежи), которые не посмотрели бы или не слышали бы о таких фильмах, как «Чапаев», «Александр Невский» и другие подобные патриотические фильмы. Эти молодые люди потом вливались в ряды Красной армии, авиации и флота. Как раз поколение Александра Кочетова и воспитывалось на этой волне: грезили авиацией, флотом, профессиями, связанными с техникой. Патриотизм советского народа был на высоте, и в этом немалую роль сыграло кино, как важнейшее из искусств. Так тогда говорили. А патриотизм, в свою очередь, сыграл важнейшую роль в победе над небывалым врагом.

В  год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне хотелось бы поговорить об Александре Васильевиче Кочетове, Герое Советского Союза, чье имя носит Чувашский кадетский корпус. Ведь не случайно же выбор пал на него. Что Вы можете сказать об этом?

Я бы не удивился, если даже выбор был случайным, по принципу «Никто не забыт и ничто не забыто». Потому что, считаю, многие этого были достойны, тем более из числа Героев Советского Союза, летчиков, участников Великой Отечественной войны. Выбор был, конечно же, не совсем случайным. Дело в том, что летчика-истребителя хорошо помнили и в бывшем 43-м авиационном полку, который был преобразован и стал называться 43-й отдельной морской штурмовой ордена Кутузова 3 степени Севастопольской Краснознаменной авиационной эскадрильей. Служил там наш земляк, чебоксарец капитан Владимир Кондин, который будучи внештатным историографом Музея авиации Черноморского флота, готовил экспозицию, посвященную А.В. Кочетову и вышел на него. Конечно, и сам Александр Васильевич  никогда не забывал о своей эскадрилье, держал связи с бывшими сослуживцами. Завязались даже побратимские отношения городов Севастополя и Чебоксар. Такая ситуация, видимо, и дала позже руководителям школы юнг моральное право назвать кадетскую школу именем А.В. Кочетова,хотя сейчас уже профиль кадетской школы по нынешним меркам не имеет особого значения, т.к. целью Проекта «КаДетство» является интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие молодого поколения, его патриотическое воспитание, адаптация к жизни общества, подготовка несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. 

Как известно, кадетская школа первоначально имела морской профиль и называлась «Школой юнг» (январь 1989г.). Профиль не изменился и после нескольких преобразований учреждения:

с 1994 г. – «Специализированный учебно-воспитательный комплекс «Школа юнг»;

с 2000 г.  – муниципальное  образовательное  учреждение «Кадетская школа» г. Чебоксары;

с 2010 г. (а по другим данным с ноября 2003 г.) - муниципальное  образовательное  учреждение «Кадетская школа имени Героя Советского Союза полковника А.В. Кочетова г. Чебоксары» (к этому времени Александра Васильевича уже не было в живых, он умер 31 января 1994 года);

с 2016 г. – бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Республиканская кадетская школа имени Героя Советского Союза А.В. Кочетова».

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 мая 2017 г. №187 переименовано в бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Чувашский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя Советского Союза А.В. Кочетова».

Не  было ли попыток переименовать корпус в честь кого-то из космонавтов или другого нашего земляка-Героя?

Я лично о таких попытках не слышал. Даже уверен, что не было таких попыток, тем более что А.В. Кочетов как летчик-истребитель не только  хорошо вписался в профильное направление нашего корпуса, но и считаю, в немалой степени способствовал окончательному выбору этого профиля.

Скажу больше, авторитет Героя Советского Союза А.В. Кочетова был высок не только среди населения Чувашии, но и среди летчиков-однополчан. Его, конечно, хорошо знали и летчики-земляки, такие как Герои Советского Союза Ф.Н. Орлов и М.Е. Ефимов. Общались они и с летчиком-космонавтом А.Г. Николаевым, особенно в годы работы Александра Васильевича в ДОСААФ Чувашии. А трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин его знал не только по небу Северного Кавказа в годы войны, но и по работе в ДОСААФ (с 1972г. А.И. Покрышкин  был председателем Центрального Комитета ДОСААФ СССР).

Мы гордимся тем, что дети, внуки и правнуки поколения победителей не забывают о подвигах предшественников, но и бережно хранят святую память о погибших на войне, умерших после войны, чтят живых ветеранов войны и тыла. То есть, своих героев народ не забывает. Их именами названы улицы, школы, парки, аллеи  многих городов и сел по всей России, в т. ч. и в Чувашской Республике.

Александр Васильевич Кочетов, богатырский человек, чуть больше месяца не дожил до своего 75-летия. Из них до 19 лет – трудовая и жизненная закалка: 8 классов образования, школа ФЗУ железнодорожного транспорта, работа  помощником  машиниста  и  учеба  в  аэроклубе города Алатыря (1938 г.).  В   1940 г. окончил Энгельскую военную авиационную школу летчиков. Женился. На момент начала войны службу проходил в истребительных частях Киевского особого военного округа. В августе 1941 г. начал отсчет побед в воздухе, сбив 2 бомбардировщика «Хейнкель-111».

С  конца 1941 г. до середины 1942 г.  воевал в частях ПВО Москвы, прикрывая важные объекты от вражеских налетов. С июля 1942 г. участвовал в противовоздушной обороне Сталинграда. С  апреля 1943 г. старший лейтенант Кочетов воевал в составе 43-го истребительного полка на Северном Кавказе и Кубани. Был назначен командиром 3 эскадрильи полка. В начале 1944 года участвовал в освобождении Крыма.

13 апреля 1944 г. старшему лейтенанту А.В. Кочетову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» (№1310).

20 декабря 1944 г. под Москвой на аэродроме Монино происходило вручение 12 боевых самолетов Як-9, построенных на  средства трудящихся Чувашии эскадрилье, в которой  воевал Кочетов. В том числе два «Яка»- Герою  Советского Союза А.В. Кочетову. Один от алатырцев, другой от колхозника Абдуллы Гаязова, председателя колхоза «Марс» Яльчикского района Чувашии.

Сразу же после этого эскадрилья «Алатырская» вылетела на фронт под Варшаву. На подаренных самолетах летчики 3-й эскадрильи летали до конца войны и сбивали фашистских стервятников. В конце войны А.В. Кочетов воевал в Восточной Пруссии и в небе над Берлином, водил свою эскадрилью на самые ответственные задания.

Как видим, А.В. Кочетову на протяжении всей войны приходилось воевать в воздушных боях самых горячих участков. Всего он совершил 488 успешных боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, сбил 34 самолета врага лично и 8 в группе.

В 1947 году капитан Кочетов уволен в запас, как гласят биографические данные. Тогда ему было 28 лет, оставалось жить еще 45 лет с небольшим, которые он посвятил семье, детям и внукам, ну и конечно работал не покладая рук на благо Родины, в т.ч. и Чувашии: в Алатыре, в Чебоксарах. Жил, как говорится, по девизу «Раньше думай о родине, а потом о себе».  В 1955 году был призван во внутренние войска Министерства внутренних дел СССР. В 1960 г.снова уволен в запас уже в звании майора. В 1961 году окончил Чувашский педагогический институт. В 1969-79 годах возглавлял Чебоксарский стрелково-спортивный клуб ДОСААФ, активно участвовал в патриотической работе: игры «Зарница», «Орленок», многочисленные встречи со школьниками, молодежью, трудовыми коллективами и т.д. И, конечно, многочисленные награды и поощрения по линии ДОСААФ в дополнение к боевым орденам и медалям, в т.ч. за подписью боевого соратника и однополчанина трижды Героя Советского Союза  Александра Ивановича Покрышкина.

21 февраля 1978 г. имя Александра Васильевича Кочетова занесено в Почетную книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР.

Да, действительно, у А.В. Кочетова героическая, богатырская судьба. Значит, сам получивший путевку в жизнь через аэроклуб в Алатыре, ставший военным летчиком и Героем Советского Союза, после войны  в основном посвятил себя той же профориентационной работе с молодежью через клубы ДОСААФ в Алатыре, затем в Чебоксарах.

Можно сказать,посвятил себя молодежи Чувашии, да и не только. Потому что в клубах радиотехническом, стрелковом, автомото, аэроклубе и других занимались и призывники, и студенты, и рабочая молодежь (обычно после рабочей смены), в т.ч. конечно, и девушки. Говорят, жизнь там не замирала никогда. Да и сейчас роль ДОСААФ огромна и в нашей республике, и в России в целом.

Анатолий Николаевич, а в чем отличие юнармейского движения от  ДОСААФ в настоящее время? И куда из них относится Проект ПФО «Кадетство»?

Считаю Проект «Кадетство», ведущий свой отсчет с 2013 года, можно назвать одним из предшественников движения «Юнармия», которая в масштабе России зародилась позже -  в 2016 году.

Предвестники ДОСААФ(ОСОАВИАХИМ и др.) ведут свою историю с двадцатых годов прошлого века. В 1992 году было преобразовано в РОСТО, а в 2009 году возродилось под прежним названием – ДОСААФ.  Является общественно-государственной организацией  и готовит для страны десятки тысяч специалистов в интересах всех силовых структур.

Юнармия – это общественная организация. Она не ставит задачу перед юношами и девушками обязательно быть военными, а воспитывает их в духе патриотов своей Родины. И попутно учит юнармейцев прикладным навыкам, которые полезны и в обычной жизни. Приучают к спорту через сдачу нормативов ГТО, учит оказывать первую медицинскую помощь, делать перевязку, ребят учит стрелять из разного оружия и многому другому. Это скорее подготовка будущих сознательных взрослых граждан нашей страны.

Головной организацией и соучредителем Юнармии является ДОСААФ.

Пользуясь случаем,хотел бы спросить о графике работы комиссии по приему документов конкурсного отбора будущих кадет на следующий учебный год.

На 2020/2021 учебный год заявления для поступления 6,8 и 10 классы уже принимаются. Сроки конкурсного отбора будут уточнены позже.

Анатолий Николаевич, завершая беседу, хотелось бы спросить о насущных планах, о том, что Вас вдохновляет, где черпаете силы в Вашей благородной деятельности по воспитанию подрастающего поколения, многие из которых несомненно станут в будущем защитниками Отечества и даже профессиональными военными?

Вдохновляет то, что все условия для нашей работы созданы и они постоянно совершенствуются. Также то, что подобран неплохой коллектив преподавателей и воспитателей, некоторые из которых прошли, можно сказать, огонь, воду и медные трубы и пользуются заслуженным авторитетом. Немало и молодых перспективных специалистов. И конечно, радуют любые успехи наших кадет, особенно командные.

О всех насущных планах не хочется говорить заранее, но они есть. Если взять затронутые в сегодняшней беседе проблемы, необходимо обязательно возродить музей А.В. Кочетова и издать о Герое добротную книгу, а для этого надо наладить  связи с его родственниками и людьми, которые знали Александра Васильевича, собирать документы, воспоминания, пополнить экспонаты и т.д.

Считаю также, что необходимо совершенствовать сотрудничество с организациями ДОСААФ республики и Юнармейскими клубами, кадетскими классами. Думаю, это важно для привлечения обучающихся, которые по призванию лучше подходят для учебы по нашему профилю.

А на вопрос, где черпают силы кадровые военные в своей работе, у них, считаю, может быть только один ответ:

«Нам силу дает наша верность Отчизне».

Спасибо, Анатолий Николаевич, за подробные ответы на вопросы. Поздравляю Вас и весь коллектив Чувашского кадетского корпуса им. А.В. Кочетова со 100-летним юбилеем Чувашской автономии и 75-летней годовщиной великой Победы. Пусть планы сбываются. Надеюсь, нашу беседу как-нибудь продолжим, т.к. вопросы еще остались, наверняка появятся и новые.

Спасибо за поздравления. Я не против продолжения бесед.

kadeletoonln maxresdefault rezultatyobsledivaniya proforientaciya
biletvbudushee npa goryachayaliniya mesyachnik
formakadet infaroditeliideti gto kadetstvo
konkursy korupciya pitanie proezdnye